Архитектура и градостроительство г.Тольятти Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Главная страница
Карта сайта

~ Статьи и информационные материалы ~

27.01.2010

Проблема есть. Ждем решений.

Ольга Попова, редактор отдела политики журнала «Эксперт Волга».

Галина Щербо, собственный корреспондент журнала «Эксперт», «Эксперт Волга» в Нижнем Новгороде.

 

Весь 2009 год власти регионов Поволжья отчаянно пытались решить проблемы моногородов. Но, как оказалось, к системным и значительным переменам они оказались не готовы. Ставка по-прежнему делается на получение помощи из федерального бюджета

К концу 2009 года темпы роста безработицы в Поволжье замедлились. Если за первые десять месяцев года число зарегистрированных безработных составило около 372 тыс. человек, то за следующие два месяца официальные показатели увеличились на 4,7 тыс. Количество сотрудников, находящихся под угрозой увольнения, снизилось на 90 тысяч. Кризис, как водится, обнажил структурные проблемы на рынке труда, которые в тучные годы не считались критичными для экономики округа.

Индустриальное Поволжье сохраняло до кризиса невысокий уровень безработицы: в ряде областей он составлял менее одного процента экономически активного населения. Резкий спад производства в ключевых для макрорегиона отраслях – автопроме и машиностроении в целом, металлургии, строительном секторе – заставил собственников бизнеса оптимизировать издержки, в том числе и на использовании персонала. При этом подушки безопасности, которая могла бы смягчить удар, на рынке труда не было: макрорегион с высокой долей крупного бизнеса не отличался гибкостью в сфере занятости — количество малых предприятий и частных предпринимателей в ПФО не превышает 17%, и этот показатель за последние годы изменился незначительно. В результате сокращений поволжский рынок труда просел ощутимее, чем в среднем по России. Если темпы роста безработицы в стране с октября 2008−го по октябрь 2009 года составили 1,7%, то в Поволжье этот показатель вырос на 2,4%, сообщили в аппарате полномочного представителя.

Проблемы моногородов были всегда

Наиболее ощутимо кадровые проблемы переживают города с монопрофильной структурой экономики, где на долю градообразующих предприятий приходится более половины общего объема промышленного производства. В России насчитывается 400 таких моногородов, свыше 80 из их числа находится на территории ПФО. Пока ситуация оставалась более или менее благополучной, каждый регион своими силами решал проблемы моногородов.

А накапливаться они начали задолго до кризиса. Наиболее глубокое падение экономики произошло там, где градообразующие предприятия давно стали неконкурентоспособными из-за технической отсталости и неэффективного управления. Так, Вятские Поляны в Кировской области в начале 2009 года оказались на грани банкротства, общий объем промпроизводства упал на 60%. Как рассказал в интервью радио «Эхо Москвы» кировский губернатор Никита Белых, проблемы в Вятских Полянах также начались еще 15 лет назад, когда руководство градо­образующего предприятия «Молот» фактически отказалось от модернизации производства, продолжая выпускать устаревшую продукцию. Теперь предприятие, заказчиком которого в основном является Министерство обороны, осталось без заказов, поскольку его продукция морально устарела.

Кризис в Камских Полянах (Татарстан) начался не в прошлом году, а 20 лет назад, когда было отменено решение о строительстве АЭС. С тех пор было предпринято несколько попыток спасти поселок с населением почти 15 тыс. человек.

Во время кризиса моногорода — основная группа риска. Оптимизация персонала на одном крупном предприятии затягивает в эту воронку до сотни заводов-смежников. Не случайно в списке наиболее проблемных городов – поволжские центры автопрома: Павлово и Заволжье в Нижегородской области, Тольятти в Самарской. В мае прошлого года руководство АвтоВАЗа объявило о планах реструктуризации предприятия и выделения ряда производств в самостоятельные структуры с выводом в них «лишних» людей с главного конвейера. Аналитики прокомментировали: давно пора. Однако осенью появились другие планы: модернизировать производство, и для этого были созданы две «дочки» ВАЗа – «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформингцентр», в которые планировалось вывести 15 тыс. работников. Правда, никого не смутило, что модернизацией завода будут заниматься те, в ком ВАЗ не нуждается: сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста и люди, решившие покинуть сейчас завод, с тем чтобы потом вернуться обратно.

Угроза сокращения более 27 тыс. человек заставила федеральное правительство по­обещать автозаводу почти пять млрд рублей на создание новых рабочих мест и миллиард – на содержание социальной сферы. Планировалось, что до конца 2009 года дочерние компании будут полностью укомплектованы кадрами. Однако в начале 2010 года переход оформили только около трех тыс. человек, еще четыре тыс. сотрудников подтвердили свое желание сменить место работы. Профсоюзы считают: людям не объяснили, чем они будут заниматься и сколько зарабатывать, просто в жесткой форме предложили альтернативу: переходи или увольняйся.

Сначала «потушить пожар»

В начале года, когда начались первые серьезные сокращения, федеральное правительство выделяло регионам средства для стабилизации на рынке труда, что называется, по потребности. На 1 декабря общий объем финансирования программ стабилизации на рынке труда макрорегиона превысил 12 млрд рублей, в том числе более 10 млрд предоставил федеральный центр. Две трети выделенных средств пошли на организацию общественных работ, временное трудоустройство и стажировки выпускников вузов. Менее охотно работодатели участвуют в программах опережающего переобучения. Причина проста, поясняет помощник полпреда Ирина Лотова: направляя работника на переобучение, руководители должны гарантировать его трудоустройство по полученной профессии, но они не могут спрогнозировать ситуацию на предприятии на три-четыре месяца вперед.

Востребованной оказалась в округе гос­поддержка предпринимательства и самозанятости: 40% всех участников программы – это жители Поволжья. Финансовую помощь для создания собственного дела получили почти 19 тыс. безработных. Впрочем, представители власти признают, что эти меры не исправят кардинально ни ситуацию на рынке труда, ни, тем более, структуру экономики. Средства предназначены главным образом для «тушения пожара», говорит Ирина Лотова. По ее словам, нынешняя политика на рынке труда – и федеральная, и в регионах – носит пассивный и краткосрочный характер.

Подводные камни предложенных мер видны сразу. К примеру, на ОАО «Альметьевский завод Радиоприбор» создано около 1200 временных рабочих мест, на которых трудоустроены работники, находящиеся под риском увольнения. Сумма заключенных договоров на компенсацию заработной платы участников общественных и временных работ составила 19,8 млн рублей. Перечислено предприятию уже 17,6 млн. Это позволило предприятию не только сохранить рабочие места, но и получить определенный доход в части экономии фонда оплаты труда и снижения задолженности по заработной плате. В какой-то степени можно говорить о том, что неэффективно работающее предприятие получило помощь из федерального бюджета, но пойдут ли полученные средства на модернизацию производства – большой вопрос.

Новые пути

Решение проблемы моногородов требует других горизонтов планирования и диверсификации экономики. Новые стратегии прорисовываются пока в самом общем виде. Главное направление усилий местных властей для преодоления депрессивности монотерриторий – привлечение инвесторов для создания новых производств.

К примеру, Камские Поляны, которые не так давно боролись за создание там игорной зоны, связывают свое будущее с организацией индустриального парка по переработке полимеров. На его предприятиях будет поэтапно трудоустроено 2,5 тыс. человек. Межправительственное соглашение об этом было подписано в сентябре на форуме «Сочи-2009», для финансирования проекта планируется привлечь ассигнования Инвестиционного фонда РФ, который может вложить в создание инфраструктуры будущего индустриального парка около 500 млн рублей, а общая сумма инвестиций оценивается в 1,7 млрд. Предполагается, что якорным инвестором проекта выступит «Нижнекамскнефтехим», который будет обеспечивать предприятия Камских Полян сырьем, 20% инвестиций вложит правительство Татарстана.

Второе направление развития города связано с постиндустриальной экономикой: Камские Поляны хотят сделать местом туризма и детского отдыха. Это направление считают перспективным для своих депрессивных городов и власти Кировской области. Они ведут поиск инвесторов для создания туристического комплекса в Белохолуницком районе.

Правительство Нижегородской области подготовит к апрелю 2010 года региональную программу развития 13 моногородов. Как сообщает пресс-служба правительства со ссылкой на министра экономики Геннадия Баландина, четыре первых проекта по открытию новых производств в моногородах Нижегородской области уже поступили на экспертизу в Минрегионразвития РФ. Не менее половины средств в создание рабочих мест должны вложить частные инвесторы. Бюджетные средства (72% ожидают от федерации, 28% дадут областной и местный бюджеты) пойдут на создание инфраструктуры бизнеса. Правительство области намерено привлечь из федерального инвестфонда 1,5 млрд рублей. Эти ресурсы предлагается направить на софинансирование строительства комплекса ПВХ в Кстовском районе, которое ведут компания «Русвинил», СП «Сибур-холдинг» и бельгийская Solvin, завода малоэтажного домостроения в Заволжье (компания «Нижегородпромлес» — «дочка» СУ-155), завода гипсокартона (французская Saint-Gobain) и горнолыжной базы (госпредприятие «Центр территориального развития») в Павловском районе.

Своим путем

Однако и здесь есть свои проблемы. Как заметил Никита Белых, современное производство редко требует большого числа рабочих рук. К примеру, среднее предприятие займет 500−600 работников, а в уже упоминавшихся Вятских Полянах необходимо трудоустроить 10 тыс. человек. Налицо диспропорция, которую устранить можно либо строительством сразу нескольких предприятий (что требует еще более значительных инвестиций), либо переселив жителей моногородов туда, где существует большая потребность в рабочей силе. В Кировской области этот вариант не исключают.

Но переселение не пользуется популярностью по вполне понятным причинам – искать жилье переселенцам придется самим, а нынешние цены на аренду и, тем более, покупку жилья требуют стабильного и значительного заработка.

Разные варианты решения этой проблемы увидели в Чувашии и в Самарской области. В первом регионе делается ставка на вахтовый метод — прошлым летом 200 жителей республики отправились работать в подмосковные, волгоградские и воронежские аграрные предприятия. Опыт оказался успешным и будет продолжен. А вот в Самарской области будет создаваться «Самарско-Тольяттинская агломерация», в рамках которой жители Автограда смогут найти принципиально новые варианты работы. Специализация Тольятти как «автограда» сохранится, но будут развиваться и новые кластеры, например, ИТ–парк «Жигулевская долина». Новыми направлениями для региона станут производство энергоэффективных приборов, медицинских изделий и детских товаров.

В перспективе этот путь гораздо более эффективно может решить проблемы моногородов. Но он доступен не во всех случаях (по территориальным причинам), а также требует значительных денежных вливаний. К тому же регионы часто жалуются, что средств, выделяемых сейчас на решение проблем моногородов из российской казны, им не хватает.  И в своих обращениях к федеральному правительству просят увеличить помощь в 2010 году.

Самара — Нижний Новгород

«« Назад


Градостроительное проектирование
Ландшафтное зонирование Тольятти в рамках студенческих работ
История
 
Наш адрес: Тольятти, ул. Победы, 52
Тел.: (8482) 26-24-40
Факс: (8482) 28-53-28
Copyright © 2005—2024 МБУ «Архитектура и градостроительство» г. Тольятти
При использовании материалов с данного сайта приветствуется указание источника информации
Разработка сайта: «Парапет»