Архитектура и градостроительство г.Тольятти Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Главная страница
Карта сайта

~ Статьи и информационные материалы ~

27.08.2009

Управление градостроительным развитием территории муниципального образования

Статья Игоря Пеньевского перепечатана с сайта Омской ассоциации «ГРАД»:
http://www.itpgrad.com/index.php/article/326-210809ip?template=beez 

 

«Управление градостроительным развитием территории муниципального образования как условие улучшения её инвестиционного климата»

Управление развитием территории осуществляется в целях повышения качества жизни населения, его благосостояния. В свою очередь, качество жизни населения, благосостояние населения неразрывно связаны с конкурентоспособностью соответствующей территории. В настоящее время большой научный и практический интерес  представляет понятие «конкурентоспособность региона». В широком смысле, конкурентоспособность региона — это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения1, то есть благосостояние населения. При этом в настоящее время особое значение приобретает «пространственное измерение» конкурентоспособности, то есть признание значения пространственных характеристик тех экономических субъектов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность территории2. Отметим, что описанное понимание конкурентоспособности применимо к любой территории: субъекту РФ, всей стране или отдельному муниципальному образованию.

Конкурентоспособность территории тесно связана с возможностью привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реализации программ размещения и территориальной организации производственных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата3. В целом, инвестиционный климат (или инвестиционную привлекательность) территории4 можно определить как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования5.

В России широкое распространение получила методика оценки инвестиционного климата, применяемая компанией ЗАО «Эксперт РА» в аналитическом исследовании «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России»6. Начиная с 1996 года результаты этого рейтинга ежегодно публикуются в журнале «Эксперт». Инвестиционный климат территории в данном случае понимается как комплексная система, состоящая из двух подсистем: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска7. Инвестиционный потенциал и риск – это агрегированное представление большой совокупности факторов8, влияющих на инвестиционный климат. Согласно методике «Эксперт РА», инвестиционный потенциал – это количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов, каждый из которых характеризуется группой показателей: природно-ресурсный, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский, туристический9.

 

Поскольку в настоящее время особое значение приобретают пространственные характеристики экономических субъектов на территории, можно закономерно предположить, что влияние инфраструктурного потенциала на величину совокупного инвестиционного потенциала должно быть достаточно значительно. В качестве иллюстрации данного умозаключения проанализируем взаимосвязь величины ранга совокупного инвестиционного потенциала и величин рангов частных потенциалов (в том числе, инфраструктурного потенциала) за последние несколько лет (2005 – 2008 гг.) согласно рейтингам инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленным компанией «Эксперт РА»10. Построенные модели линейной регрессии показали, что инфраструктурный потенциал оказывает достаточно существенное влияние на совокупный инвестиционный потенциал и, в целом, на инвестиционный климат территории. Частный коэффициент корреляции ранга инфраструктурного потенциала в построенных моделях по своей величине занимает 4 или 5 место среди 9-ти рассматриваемых параметров линейной регрессии, каждый из которых характеризует степень влиянии рангов одного из частных потенциалов на ранг совокупного инвестиционного потенциала. В связи с этим, представляется необходимым определить, каким образом может осуществляться управление развитием территории в целях повышения её инфраструктурного потенциала.        Применительно к экономике той или иной территории понятие «инфраструктура» можно определить как комплекс отраслей, соответствующих предприятий и организаций, сфер деятельности11, а также объектов капитального строительства12, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства на данной территории13. Такое определение позволяет сделать вывод о том, что развитие инфраструктурного потенциала должно предполагать не только расчет общих социально-экономических параметров развития инфраструктуры, но и планирование изменения её пространственных характеристик. Последнее должно осуществляться в ряде аспектов: определение территорий жилой застройки, размещение объектов социально-культурно-бытового обслуживания, выделение рекреационных территорий, определение территорий для производственных нужд, размещение инженерной инфраструктуры, размещение транспортной инфраструктуры. Результатом принимаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о развитии инфраструктуры должно быть размещение на территории комплекса объектов капитального строительства соответствующего вида и выделение зон определенного назначения.Действующее законодательство РФ (в частности, Градостроительный кодекс РФ) указывает на то, что планирование развития территории по указанным выше направлениям осуществляется в виде территориального планирования, планировки территории и градостроительного зонирования. Решения об инфраструктурном развитии территории закрепляются в соответствующих документах градостроительного проектирования:

 

документы территориального планирования, документация по планировке территории и правила землепользования и застройки. Следовательно, интенсивное повышение инфраструктурного потенциала территории возможно только при условии качественного и системного градостроительного проектирования. В то же время, органы местного самоуправления сталкиваются с рядом проблем при осуществлении управления градостроительным развитием территории в целях повышения инфраструктурного потенциала.Первая проблема связана с обеспечением качества градостроительных решений и заключается в следующем. Решения стратегий и программ социально-экономического развития предполагают прогнозирование и планирование изменений следующих показателей нескольких групп:

  • Демографические показатели (например, численность населения, средний размер семьи, половозрастной состав и т.д.);
  • Показатели рынка труда (например, среднедушевой доход населения, структура занятости, уровень безработицы и т.д.);
  • Показатели градообразующих производств (например, отраслевая структура выпуска, состав и объемы используемых ресурсов и т.д.);
  • Показатели строительной отрасли (например, ожидаемые объемы строительства на территории, рентабельность строительной деятельности и т.д.);
  • Непространственные показатели инфраструктурных объектов капитального строительства жилищного фонда, сферы социально-культурно-бытового обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктуры (например, общая площадь объектов жилищного фонда, суммарная мощность общеобразовательных школ, уровень автомобилизации населения, показатели объемов потребления населением услуг инженерной инфраструктуры и т.д.).
  • Непространственные показатели экологической обстановки (например, объемы накопления различных отходов и т.д.);
  • Некоторые другие непространственные социально-экономические показатели.

В целом, решения и показатели документов социально-экономического планирования сами по себе не имеют строгой привязки к пространственным характеристикам планируемых процессов. При разработке документов планирования социально-экономического развития территории практически полностью осуществляется планирование развития всех составляющих инвестиционного потенциала. Исключение составляет лишь инфраструктурный потенциал, управление которым предполагает планирование как непространственных, так и пространственных показателей. При этом, фактическая реализация решений документов социально-экономического планирования возможна только при разработке документов градостроительного проектирования, которая должна опираться на прогнозируемые и планируемые значения показателей перечисленных выше видов. Вместе с тем, такая последовательность принятия решений во многих муниципальных образованиях зачастую не выполняется, так как либо документы социально-экономического планирования на территории не разработаны, либо разработанные документы социально-экономического планирования и документы градостроительного проектирования вступают в противоречия друг с другом. Ситуация осложняется тем, что в федеральном законодательстве РФ не закреплены даже самые общие требования к составу и содержанию стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований. Соответственно, сформировать универсальную методику преобразования в процессе градостроительного проектирования социально-экономических показателей в пространственные (площади земельных участков, расстояния между различными объектами и т.п.) представляется крайне сложной задачей.Вторая проблема подготовки градостроительной документации заключается в том, что в нашей стране широко распространена обособленная подготовка различных документов градостроительного проектирования различными разработчиками. В такой ситуации, каждый разработчик вынужден тратить значительное время на сбор исходной информации и на обработку данных проектов других разработчиков. В результате, общее время подготовки документов оказывается достаточно велико, что, в конечном счете, значительно замедляет реализацию основных целей и задач социально-экономического развития территории.Третья проблема, препятствующая успешному управления инфраструктурным потенциалом через разработку и реализацию градостроительных решений, связана с отсутствием в Градостроительном кодексе РФ требований к представлению документов градостроительного проектирования в цифровом виде.Рассмотренные проблемы на уровне муниципального образования позволяет решить комплексный проект управления градостроительным развитием территории муниципального образования (далее также – комплексный проект). Комплексный проект – это основа инфраструктуры пространственных данных, представляющая собой совокупность сведений о современном состоянии и планируемом развитии территории и обеспечивающая системное управление ею по различным направлениям муниципальной градостроительной политики в целях повышения инфраструктурного потенциала и, следовательно, качества жизни населения.Комплексный проект содержит следующие основные инструменты управления градостроительным развитием территории муниципального образования:

  • Местные нормативы градостроительного проектирования (далее также – МНГП);
  • Документ территориального планирования муниципального образования;
  • Документация по планировке территории муниципального образования;
  • Правила землепользования и застройки территории;
  • Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), разработанная в форме электронной оболочки;
  • Система расчета и взимания земельных платежей;
  • План реализации документа территориального планирования муниципального образования;
  • Программа градостроительного развития территории.

Базовым элементом комплексного проекта являются МНГП, так как именно этот документ обеспечивает согласованность решений документов планирования социально-экономического развития и решений  всех остальных элементов комплексного проекта, направленных на повышение инфраструктурного потенциала. МНГП содержат комплекс показателей и качественных требований, определяющих функциональную зависимость между показателями социально-экономического развития территории и показателями пространственного развития территории. Единовременная разработка рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории в составе комплексного проекта обоснована: во-первых, логической последовательностью принятия проектных решений одних инструментов на основе решений других; во-вторых, финансовой взаимосвязью, определяющей проблематичность своевременной реализации рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории обособленно; в-третьих, существенной экономией времени на разработку всех рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории.В целом, комплексный проект представляет собой систему документов и программных средств, содержащей комплекс градостроительных решений по развитию инфраструктурного потенциала территории в целях повышения качества жизни населения. Применение такого проекта позволяет исключить противоречия между решениями стратегического социально-экономического планирования и градостроительного проектирования на территории. Единовременная разработка всех элементов комплексного проекта существенно сокращает время подготовки всех необходимых для управления инфраструктурным потенциалом градостроительных документов, а использование электронной ИСОГД обеспечивает эффективное использование комплексного проекта в текущем управлении.


  1. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 1. — С. 92–104.
  2.  Вальтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход (проект). / http://www.recep.ru/files/documents/General_approach_competitiveness-Walter-ru.pdf 
  3. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 134.
  4. Мельников В.С. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Сибирская финансовая школа. – № 3. – 2003. – с. 99–105.

  5. Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – с. 616.

  6.  Андрианов А.Ю., Валданцев С.В., П.В. Воробьев и др. Инвестиции: учеб. / отв. Ред. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – с. 55.

  7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Видяпина В.И. и Степанова М.В. – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 136 – 145.

  8. Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – с. 616 – 617.

  9. Сайт ЗАО «Эксперт РА» / http://www.raexpert.ru 

  10. Там же.

  11. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2009. – с. 291.

  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. С-11.

  13. Экономика для всех: популярный словарь/ Под  науч. ред. Амуржуева О.В. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. – с. 125 – 126.

«« Назад


Градостроительное проектирование
Ландшафтное зонирование Тольятти в рамках студенческих работ
История
 
Наш адрес: Тольятти, ул. Победы, 52
Тел.: (8482) 26-24-40
Факс: (8482) 28-53-28
Copyright © 2005—2024 МБУ «Архитектура и градостроительство» г. Тольятти
При использовании материалов с данного сайта приветствуется указание источника информации
Разработка сайта: «Парапет»