ИКТ для городов: Россия готовит предложения в Шанхайскую декларацию
Как сообщает сайт www.tver-forum.ru, эксперты называют пять трендов, способных
уже в недалеком будущем серьезно изменить облик городов и имеющих
отношение к ИКТ.
Во-первых, это удаленный доступ к услугам. Он обеспечивает равный доступ
к услугам за счет повышения доступности, что особенно актуально для
сельской местности и удаленных районов; повышает качество услуг (например,
сведение коррупции к минимуму); экономит средства госбюджетов, городских
бюджетов, личных бюджетов граждан (онлайн-обработка заявления на получение
водительских прав снизила стоимость этой процедуры в Великобритании
в 100 раз).
Во-вторых, это «умная» городская инфраструктура: интеллектуальные
транспортные системы повышают пропускную способность дорог на 15 — 50%,
уменьшают аварийность на 20 — 40%, а количество нарушений на дорогах
в полтора-два раза; внедрение Smart Grid, «интеллектуальных»
энергораспределительных сетей в России позволит уменьшить потери
электроэнергии на 25%, а также сэкономить 34-35 млрд. кВт/ч в год.
Ежегодная экономия составит более 50 млрд. рублей.
В-третьих, ИКТ в сфере безопасности позволяют минимизировать последствия
стихийных бедствий и техногенных катастроф (мониторинг, прогноз,
оповещение); снизить уровень криминала в городах (автоматическая
идентификация преступника по изображению и особенностям поведения, введение
паспортов в виде смарт-карт); защитить технологии от вирусов
и киберпреступности.
В-четвертых, это концепция «Интернет вещей», когда все вещи, снабженные
идентификаторами, могут распознаваться, управляться и взаимодействовать
друг с другом через Интернет или другую сеть. Так, можно повысить
управляемость транспортом: автомобили смогут «узнавать» друг друга, что позволит
избежать аварий; водители или диспетчеры могут разрабатывать оптимальные
маршруты для недопущения пробок. «Интернет вещей» – это также почти полное
исключение краж; вовлечение роботов в городские хозяйства (мониторинг улиц,
обезвреживание подозрительных предметов, приготовление пищи в общественных
местах); это новый вид транспорта – общественно-частный автомобиль (расположение
ближайшего можно узнать в интернете и, пользуясь смарт-картой, открыть
машину, совершить поездку и оставить авто в месте назначения).
В настоящее время концепция «Интернет вещей» – это уже реальность. Она
применяется городскими службами (управление экипажами МЧС и Скорой помощи,
обработка багажа, управление движением товаров между локальными складами
и крупными распределительными центрами).
Наконец, в-пятых, это развитие беспроводных коммуникационных технологий,
которые являются основой для обеспечения умной, безопасной, удобной городской
инфраструктуры.
Среди угроз ИКТ эксперты называют: несовместимость программных
и аппаратных решений разных производителей, закрытость исходных кодов
многих программ, стремительное сокращение жизненного цикла ПО и «железа»,
неоправданная сложность и изобилие информационно-коммуникационных систем,
решений, технологий.
По мнению экспертов, для улучшения жизни городов следует предпринять
следующие меры в сфере ИКТ:
Добиться на международном уровне обязательного раскрытия информации об
исходных кодах ПО, поставляемого городским хозяйствам и на общественные
нужды. Открытые коды позволят делать совместимыми ИТ-продукты разных
разработчиков, вносить изменения в работу программ, дорабатывать их,
гарантируя в конечном итоге длительное и эффективное использование ПО
в интересах города. Коды должны быть открыты организациям, которые
в первую очередь служат интересам города и общества, а не
нацелены на извлечение прибыли. В интересах правообладателей должно быть
подписано соглашение о неразглашении информации третьим сторонам.
Установить международные стандарты для ИКТ, используемых в управлении
городским хозяйством. Правительства, общественные организации
и муниципалитеты совместно с ИТ-сообществом на основе лучших мировых
практик должны определить лучшие ИТ-решения для каждой сферы и обязать
местные власти использовать данные стандарты в течение 5-7 лет (а
производителей данных ИКТ-решений – обеспечить всестороннюю поддержку
стандарта, даже если это не выгодно производителю). Раз в 5-7 лет стандарт
необходимо пересматривать на основании изучения опыта применения новых
технологий. В России: обязать местные власти раскрывать информацию
о реализованных проектах в ИКТ, в том числе властям других
регионов.
Активно устранять цифровое неравенство: вводить в эксплуатацию льготные
сети для удаленных территорий/малоимущих социальных групп; обеспечить выполнение
требования Президента РФ о разворачивании сети 4G на всей территории
страны.
Кроме того, в России предлагается разработать и утвердить четко
определенные показатели эффективности работы городских властей в части
использования ИКТ – в том числе интеллектуальных транспортных (ИТС)
и энергосетей (smart grid); сделать невозможным принятие генпланов развития
городов и территорий, не соответствующих общепринятым стандартам ИКТ для
управления городскими хозяйствами.