Архитектура и градостроительство г.Тольятти Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Главная страница
Карта сайта

~ Новости ~

30.08.2010

Полная чаша

Борис Левянт, Борис Стучебрюков
Борис Левянт, Борис Стучебрюков
Ситуационный план
Ситуационный план Функциональное разделение. Городские связи
Функциональное разделение. Городские связи




Фойе стадиона
Фойе стадиона

Арена. Разрезы
Арена. Разрезы
План комплекса на отметке 0.00
План комплекса на отметке 0.00



Retail street. План
Retail street. Разрез
Retail street. Разрез
Пешеходные связи
Пешеходные связи


В конце июня в Москве были подведены итоги международного закрытого конкурса на архитектурные и градостроительные решения развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо». Легендарный первый советский стадион после реализации проекта получит название «ВТБ Арена парк» — по имени инициатора и главного инвестора реконструкции. Всего в конкурсе приняли участие пять сборных команд, состоящих из крупнейших отечественных и зарубежных архитектурных бюро. Рассказом о проекте ABD Architects (Россия) и Perkins Eastman International (США) мы открываем серию публикаций, посвященных итогам этого одного из самых интересных и безупречно организованных международных архитектурных состязаний, прошедших в России.

Борис Левянт

ABD architects

объект

ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (ABD Architects и Perkins Eastman International)

адрес

Россия, Москва.

авторский коллектив

ABD Architects: Борис Левянт, Борис Стучебрюков, Алла Феоктистова, Саид Джабраилов, Сергей Крючков, Дмитрий Спивак, Олег Рутковский, Екатерина Левянт, Илья Левянт Perkins Eastman International: Ted Liebman, Danny Karp Ove Arup: Сергей Никифоров IBI: Neil Munro, Steve Donnell

 

 

Стадион «Динамо» был построен по проекту архитекторов Александра Лангмана и Леонида Чериковера в 1928 году к Всесоюзной спартакиаде и затем еще почти восемь лет перестраивался и «доводился до ума». В 1936-м первоначально открытую к Петровскому парку подкову арены замкнули Восточной трибуной, и стадион обрел свой нынешний облик, в котором органично сочетаются лаконизм и геометризм конструктивизма с внушительной монументальностью сталинской классики. До середины 1960-х «Динамо» являлся главным спортивным комплексом Москвы, где проходили все крупнейшие соревнования по многим видам спорта, включая чемпионаты мира и Европы. К Олимпиаде 1980 года спортивные объекты в Петровском парке были реконструированы, и стадион стал ареной футбольного турнира Игр. И вот прошло еще 30 лет, и конструктивистский стадион вновь обветшал, а главное, морально устарел. Решение о его реконструкции было принято еще в конце 2008 года, тогда же появились девелопер («СТ Девелопмент»), готовый ею заниматься, и несколько архитектурных проектов, предусматривавших если не снос, то комплексную перестройку «Динамо». Дальше в ход дела вмешались сначала энтузиасты охраны наследия (формально стадион не является памятником, но, как справедливо считают общественники, более чем заслуживает этого статуса), а затем и экономический кризис. Следствием последнего стала смена девелопера, и пришедший на объект ВТБ решил не ограничиваться заказом одного проекта одному архитектурному бюро, а провести полноценный международный конкурс.

Обязательных условий у этого состязания было несколько. Во-первых, в нем могли участвовать лишь объединенные команды — тандемы российских и зарубежных архитектурных бюро. Во-вторых, им предстояло спроектировать не только новый футбольный стадион, соответствующий всем требованиям УЕФА, но и многофункциональный спортивный комплекс, а также торгово-досуговый центр площадью 20.000м2. На соседнем участке, исторически относящемся к Петровскому парку и спорткомплексу «Динамо», тем же инвестором планируется размещение высокоплотной коммерческой застройки, состоящей из офисного комплекса, апартаментов и 5-звездочной гостиницы (авторы проекта — ТПО «Резерв» и SPEECH). Проектом планировки, разработанным на всю территорию спорткомплекса, этот участок отделяется новым проездом. Новым объектам в составе комплекса«ВТБ Арена парк»присвоены названия: футбольный стадион на 40.000 мест — «ВТБ Арена» (далее — Арена), многофункциональный зал на 10.000 мест — «ВТБ Арена Холл» (далее — Холл), торгово-досуговый комплекс — «ВТБ Пассаж» (далее Пассаж), и офисно-гостиничный комплекс — «Петровский парк».Общий объем инвестиций в реализацию всех вышеперечисленных объектов, по официальным заявлениям руководства ВТБ, составит около 1,3 — 1,4 миллиарда долларов США.

Работу над своим вариантом проекта реконструкции стадиона «Динамо» бюро ABD Architects и Perkins Eastman Architects начали с детального анализа градостроительной ситуации, которую никак нельзя назвать простой. В основе многочисленных сложностей, по единодушному мнению как московских, так и нью-йоркских архитекторов, лежала необходимость поместить объект массового посещения на пересечении транспортных и пешеходных потоков, одновременно сохранив природный парк и памятник культуры.

Предметом напряженной дискуссии внутри творческого коллектива стали два вопроса: место расположения Холла и Пассажа. Идея поместить Холл на месте существующих тренировочного футбольного поля и крытого манежа «Динамо», предназначенных к сносу, отпала сразу. В результате строительства комплекса «Петровский парк», существующий пешеходный маршрут, соединяющий жилые массивы вдоль улиц Верхняя и Нижняя Масловка со станцией метро, оказывается перерезан. Новый спортивный объект перекрыл бы последний проход, тогда как торговый центр, наоборот, позволяет пропустить через себя поток пешеходов.

Важным аргументом в выборе места для Холла стало и расположение относительно метро и парка. Анализ графика игр (футбол/хоккей/баскетбол) показал, что этот спортивный объект будет использоваться практически ежедневно, то есть гораздо чаще, чем Арена. Стало ясно, что ежедневный проход 5-10 тысячной толпы через парк от метро и обратно — губительны для парка. Таким образом, было принято решение объединить оба спортивных объекта внутри исторического стадиона «Динамо». Это оказалось возможно благодаря тому, что он проектировался и строился как легкоатлетический стадион, габариты которого гораздо больше, чем у футбольного.

Американские коллеги предлагали не останавливаться на достигнутом и вписать в историческое здание еще и Пассаж, подняв футбольное поле на отметку +12.00 метров. Подобным образом, например, организован стадион Soldiers Field в Чикаго, также являющийся примером адаптации исторического спортивного сооружения к условиям нового века. Однако эта идея была отвергнута по целому ряду причин.

Во-первых, размещение торгового центра и парковки с неконтролируемым доступом непосредственно под футбольным полем и трибунами было признано небезопасным. Во-вторых, территории вокруг стадиона в обрез хватает для обеспечения эвакуации (в соответствии с нормами 0,5 кв.м. на человека, т.е. на 40000 эвакуируемых требуется 2 га), и загромождать ее многочисленными пандусами (а по требованиям безопасности, доступ на трибуны должен быть рассредоточен, и в каждый сектор нужен отдельный вход) означало бы лишить ее последнего «воздуха». Кроме того, пандусы загородили бы значительную часть исторических фасадов. И, наконец, самое главное соображение: отметка поля, поднятая на 12 метров над уровнем земли, автоматически давала высоту всего сооружения более 60 метров. Архитекторы решили, что это неприемлемо с точки зрения  сохранения образа исторического здания и панорамы Ленинградского шоссе в целом.

«Однако помимо аргументов «от противного» существует и «позитивная мотивация» выбранного зонирования территории, — поясняет Борис Левянт. — Например, по нашему мнению, такое размещение спортивных объектов и Пассажа создает оптимальный переход от функции к функции — спорт-парк-торговля-апартаменты-офисы — повышая качество жизни в каждой контактной зоне, и добавляя ценность каждому типу застройки. Этот эффект усилен за счет создания террасной зеленой крыши над Пассажем: парк увеличивается более, чем на гектар, а со стороны коммерческой застройки встает фронт street retaila (торговой улицы), образуя оживленный пешеходный маршрут поверх проезда, значительно повышающий привлекательность всего комплекса для посещения, в том числе и с социально-культурными целями».

Между тем, два спортивных сооружения удалось весьма эффективно соединить под одной крышей. Футбольный стадион — холодный, с покрытием только над трибунами и естественным газоном. Исторические стены «Динамо» превращаются в открытую галерею, из которой публика попадает в нижнюю чашу трибун по коротким внутренним пандусам, и в верхнюю — с помощью лестниц, лифтов и эскалаторов. Чаша трибун — асимметричная, с понижением к югу. Это позволяет вписать под нее северную трибуну малой арены, и одновременно — обеспечивает понижение отметки кровли к Ленинградке. Со стороны высоких северных трибун крыша отрывается от кромки исторической стены, образуя открытую обходную галерею — фойе верхней чаши.

Поле Холла расположено на 6 метров ниже футбольного. Это позволяет равномерно распределить загрузку трибун: входы на малую арену расположены как на отметке +0.00 (уровень пола исторического стадиона), так и тремя метрами ниже, из партера на Ленинградском проспекте, расположенном между двумя павильонами метро. VIP-зона у Арены и Холла общие, так как одновременно мероприятия на обоих полях проводиться не будут.

Отдельную проблему представлял собой транспорт. В соответствии с градостроительной документацией, доступ на территорию комплекса возможен только с Театральной, Петровско-Разумовской и Московской аллей, а также с проектируемого подземного проезда — но не с Ленинградки, и не с ТТК (Новой Башиловки). Однако Театральную и Московскую аллеи в расчет решили не принимать: в момент проведения решающих матчей движение на них наверняка будет перекрыто. Таким образом, оставались Петровско-Разумовская аллея и ответвляющийся от нее проектируемый внутренний тоннель. Надо признать, что качественное транспортное обслуживание в таких условиях обеспечить практически невозможно. Архитекторы АБД и PEI предложили создать в подземном пространстве односторонний кольцевой проезд с въездом и выездом через рампу-ножницы — соответственно, въезд и выезд оказываются разнесены на сто с лишним метров, хоть и находятся на одной улице и в одной точке.

Подземный подъезд к спортивному комплексу необходим, поскольку только так можно выполнить требования безопасности при доставке на матч спортсменов. Кроме того, под трибунами размещена VIP-парковка. Остальные парковочные места в объеме 2000 мест размещены под Пассажем, что позволяет частично компенсировать трудности при выезде: часть посетителей, оставивших там машины, может провести время в торговой галерее, кафе, кино и выставочных залах. В этой же зоне расположены залы детской спортивной школы.

По мнению авторов проектного предложения, это наиболее щадящее решение с точки зрения сохранения исторического стадиона, парка и создания нового спортивно-рекреационного комплекса практически в центре Москвы.

автор текста:   Анна Мартовицкая

Источник: Агентство архитектурных новостей

«« Назад


 
Наш адрес: Тольятти, ул. Победы, 52
Тел.: (8482) 26-24-40
Факс: (8482) 28-53-28
Copyright © 2005—2024 МБУ «Архитектура и градостроительство» г. Тольятти
При использовании материалов с данного сайта приветствуется указание источника информации
Разработка сайта: «Парапет»